После мучительных доработок новый сериал "Карамора" от Данилы Козловского так и не тянет на шедевр....
Как передает корреспондент The Moscow Post, накануне состоялась одна из громких российских онлайн-премьер января – сериал "Карамора" Данилы Козловского снят по мотивам дореволюционной России, в которой вампиры охраняют имперский порядок.
Первые серии уже доступны на стриминге "Старт", финал сезона планируется показать в начале марта.
Сериал уносит нас на столетие назад в звенящую темную даль – в царскую Россию накануне революции, примерно между 1912 и 1916 гг. Главный герой – анархист Каразин по кличке Карамора (Данила Козловский), ожидаемо сильный, умный и чертовски благородный. Вскользь он грезит о том, что с парохода современности не без его помощи скинут монархию, а власть отдадут в руки народа. Но больше внимания, чем политике, он уделяет возлюбленной Алине, бывшей сотруднице почты, а ныне – близкой соратнице в непростом революционном деле.
В первых же сценах всю его команду уничтожает некто очень жизнелюбивый и сверхспособный – и пули его не берут, и по потолку бегать умеет.
Пока чудом выживший главный герой открывает для себя существование вампиров, которые столетиями контролируют власть в России и за ее пределами, Алина невольно пополняет ряды нечисти на службе его величества и помогает клыкастым следователям в зачистках улиц по-настоящему разбитых фонарей.
Игра в историческую Россию с некоторой поправкой на альтернативную реальность зрителю должна быть знакома – больше по псевдогоголевской трилогии с Александром Петровым, меньше – по "Дуэлянту" Алексея Мизгирева.
"Карамора" фактически растет на той же грядке: незамысловатый сюжет с основой на литературе или истории тщательно укутан в экшн-хоррор со всеми вытекающими последствиями – окружающей героев тьмой, условным вниманием авторов к эпохе, обилием крови и грима, живописными боями.На выходе – аттракцион 18+ с хорошими динамичными сценами и вялыми сюжетными связками между ними. Сценарист "Караморы" Александр Фомин – один из продюсеров "Гоголей", так что вполне понятно, откуда возникает это ощущение дежавю.
Впрочем, не только в родственных связях дело. Открывает историю балаган имени Никиты Кукушкина, рамочная лавстори быстро тонет в предсказуемом ужастике, а линия Караморы быстро упирается в избитый боевик. Так или иначе, но пестрый набор визуальных развлечений, который сваливается на зрителя в первых сериях, как будто понимает свою полную вторичность и старается удержать зрителя лишь за счет скоростной смены жанровых акцентов.
Это могло бы быть не так утомительно, если бы авторы больше внимания уделили драматургической основе, но подобные решения пока еще редки для российских сериалов. Внутренняя жизнь героев показана на уровне безликих музыкальных клипов, поэтому большую часть экранного времени герои увлеченно делают то, что приказали им авторы. Разумеется, драка привлечет больше внимания, чем душевные терзания недавних политических активистов, - и эта расстановка приоритетов видна невооруженным глазом.
Видимо, чтобы подтвердить достоверность эпохи, герои эпизодически сталкиваются с реальными историческими фигурами. Так, например, герой Козловского оказывается в салоне, где Маяковский (в исполнении Николая Комягина) читает стихотворение "Ночь". Где-то за границей, когда на Карамору объявляется охота, в него стреляет молодой паренек Гаврило Принцип (который в сериале почему-то значительно младше своего прототипа). Как утверждает страница сериала в Википедии, в дальнейших эпизодах мелькнут Нобель, Распутин, Столыпин, Коба и Шаляпин.
Более того, прозвище героя "Карамора" взято из одноименного рассказа Горького: само это слово в украинском языке и южнорусских диалектах означает чересчур большого длинноногого комара, а в герое рассказа парадоксальным образом уживаются сила, властность и "слабость нравственной основы". Все это для сюжетного движения сериала абсолютно бесполезно либо легко заменяемо, поэтому такой нэймдроппинг сериал не красит: то ли авторам кажется, что так нагляднее, то ли они просто хотят казаться умнее.
Занятно, что борьба главного героя за правду в духе хорроров-мокьюментари оказывается далеко не так интересна, как линия Алины, которая мимикрирует под шаблонную шерлоковщину с единственным в сериале пространством для робкого юмора.
В этом перевесе, во-первых, легко ощущается непритязательная игра самого Козловского, который продолжает из проекта в проект использовать все то же геройское амплуа, ничего в него не добавляя. Ну, разве что - очередное "нормально" (что еще ожидать от амбассадора этой фразы в российском кино).
Во-вторых, это оттеняет удачный кастинг на роли вампиров-следаков Руневского (Филипп Янковский) и Свечникова (Андрей Смоляков), чье присутствие в кадре неуловимо освежает предсказуемость повествования.
Интересен и якобы политический подтекст, который периодически дает о себе знать в эпизодах или словах героев. "Мы, анархисты России, требуем освобождения всех политических заключенных…" - самая первая реплика, звучащая в сериале.
Холеные буржуины, обсуждая недавние стачки, смакуют: "Ну, вышли, постояли на баррикадах… Сколько лет этим разговорам, а мы как держали все в своих руках, так и держим". Козловский как будто бы хочет что-то сказать зрителю, но эти полунамеки так и остаются в границах альтернативной реальности сериала, не имея авторского веса. Политическая составляющая на этом в сериале, в общем-то, и заканчивается – никаких философствований или дискуссий на экране не ведется, а революционеры идеологически близки к шариковскому "отнять и поделить".
Говоря про тонкий лед под ногами майора, стоит отметить, что работа над сериалом сопровождалась скандалами: после анонсирования проекта в 2017 году Илья Найшуллер, занимавший тогда режиссерское кресло, получил множество оскорблений и угроз. Предположительно это было связано с самой концепцией сюжета, согласно которой причисленных к лику святых Романовых предполагалось показать вампирами. В результате сценарий было решено переделывать, проект на два года исчез с радаров, а когда вернулся, то в категорию вампиров были записаны лишь царская охрана да дворяне.
Режиссером проекта стал исполнитель главной роли Данила Козловский, хотя именно Найшуллер мог бы сделать эту историю головокружительным экшн-сериалом. К слову, один из династии Романовых все-таки показан в сериале в качестве вурдалака – это Александр II, переживший множество покушений.
В конечном счете, первые серии "Караморы" не выглядят изобретательными ни по части развлекательного аттракциона, ни по глубине самой истории. После свежего успеха комедийно-мистических "Вампиров средней полосы", чей релиз также состоялся на стриминге "Старт", попытка в рамках той же темы встать на котурны кажется пресной, даже несмотря на обилие в кадре пота, железа и обнаженных тел.
Впрочем, подобная непритязательность пока что свойственна всем немногочисленным режиссерским работам Данилы Козловского, уже в третий раз снимающего самого себя в качестве главного героя. Что ж, кажется, кому-то нужна свежая кровь.
Свежие комментарии