Первый заместитель начальника ГУП "Московский метрополитен" Дмитрий Дощатов был задержан в Москве по обвинению в получении взятки в виде Toyota RAV4 за принятие некачественных железобетонных полушпал. Поставщиком в данной сделке выступает АО "ВО "Технопромимпорт", а стоимость соглашения составляет 3 млрд рублей.
В истории разбирался корреспондент The Moscow Post.
Подручный Козловского
Дощатов давно работает в московском метрополитене, в 2013 году он был первым заместителем начальника службы подвижного состава, а в 2017 году стал первым замначальника учреждения. Тогда же предприятие возглавил его нынешний руководитель Виктор Козловский.
Виктор Козловский. Фото:
Козловский является кадровым железнодорожником. Он закончил московский Институт путей и сообщения, но карьеру начал в Ленинграде на Октябрьской железной дороге. Последняя должность Козловского перед переводом в метрополитен – заместитель начальника Куйбышевской железной дороги. В сентябре 2014 года он стал заместителем начальника московского метро при руководителе Дмитрии Пегове, который сегодня занимает должность замглавы ОАО "РЖД".
Пегов проработал главой московского метрополитена менее трех лет, что очень мало для такого поста Одной из причин скорой отставки служащего, видимо, стал вспыхнувший коррупционный скандал по контрактам на благоустройство, которые были заключены при его участии.
Метрополитен с 2014 по 2017 годы подписал 18 контрактов на 2,7 млрд рублей с ЗАО "Триада-Холдинг" на благоустройство вестибюлей нескольких десятков станций метро. В феврале 2016 года активисты ОНФ опубликовали карту, согласно которой ремонт затянулся на 80 станциях.
Все это вызвало большой скандал, отставку Пегова и разбирательство в суде. Два года прений привели к тому, что суд признал за "Триадой-Холдинг" долг в 300 млн рублей, но ни на Пегове, ни на его преемнике Козловском события не отразились.
Банкрот-взяткодатель
Предполагаемый взяткодатель по делу Дощатова АО "ВО "Технопромимпорт" находится в сложном положении. Выручка предприятия составляет 671 млн рублей, а чистая прибыль – минус 98 млн рублей при дебиторской задолженности в 428 млн рублей и кредиторской – в 617 млн рублей. Фактически это намекает на прямую угрозу банкротства предприятия, причем такой иск против компании уже подавался в Арбитражный суд города Москвы в прошлом году.
Фото: Rusprofile.ru
Организация была создана в 2017 году из ФГУП "ВО "Технопромимпорт", когда предприятием руководил Михаил Яковлев. Сейчас он возглавляет ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы", занимающегося обеспечением деятельности организации труда и социальной защиты населения столицы. Через это учреждение пройдет реализация контракта на 7 млрд рублей, который власти столицы подписали с РБЕ Андрея Шокина на питание структур, подчиненных департаменту труда и социальной защиты населения Москвы. Именно это ведомство является учредителем нынешней организации Яковлева.
Сегодня АО "ВО "Технопромимпорт" возглавляет Александр Васильев, который в 2016 – 2018 годах был учредителем строительной компании ООО "ПСГ". Васильев является фигурантом дела Дощатова вместе с Александром Волынским, которого СМИ называют бенефициаром АО "ВО "Технопромимпорт".
Таинственный Волынский
Басманный суд города Москвы привлек Дощатова и Волынского к ответственности по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) и только Волынского по ч. 5 ст. 291 УК РФ (дача взятки в особо крупном размере).
Виктор Вексельберг. Фото:
Волынский остается загадочной персоной, отношение которого к АО "ВО "Технопромимпорт" не прослеживается по документам. Видимо, Волынский был бенефициаром приватизации предприятия, которое произошло в 2017 году, но скрыл свое участие благодаря форме акционерного общества.
Пятнадцать лет назад топ-менеджер Александр Волынский трудился в компании "Ренова" Виктора Вексельберга. В 2006 году он помог олигарху и другим акционером СУАЛа выкупить у Дмитрия Босова электродный бизнес.
Затем это имя упоминалось при заходе "Реновы" в сланцевый бизнес Ленинградской области, а конкретно при приобретении ОАО "Ленинградсланец" и ООО "Сланец". Волынский тогда значился "руководителем проекта".
Дело закончилось не очень хорошо. В 2011 году "Газпром-межрегионгаз Санкт-Петербург" вел безуспешные переговоры с Волынским о погашении долга в 127 млн рублей. Волынский там значился как бенефициар ООО "ИФК "Атолл", причем эта ликвидированная в 2018 году компания была зарегистрирована на виргинский офшор LERIDAN FINANCIAL LTD.
Волынский 13 лет также не имел прямого юридического отношения к "сланцевой" истории. Интересно, что "Ренова", как только узнала об этом скандале, сразу от Волынского абстрагировалась. Мы не можем утверждать, что "ленинградский" Волынский и "метрополитеновский" Волынский являются одним лицом, но в обоих случаях прослеживается одинаковый стиль ведения бизнеса.
Стиль Ликсутова
Развитие московского метро находится под личным контролем мэра Москвы Сергея Собянина и его "правой руки" Максима Ликсутова. Ликсутов является выходцем из "Трансмашхолдинга" Андрея Бокарева и Искандара Махмудова, который превратил транспортное направление столицы в механизм по постоянному вложению государственных денег.
Максим Ликсутов. Фото:
Московское правительство приняло программу развития рельсового транспорта укоренными темпами, план по этому направлению утвержден до 2035 года. Денег планируется потратить огромное количество, и многие компании хотят получить кусок пирога, но туда берут только избранных. За это, в конечном счете, и отвечает Ликсутов.
Постройку с 2011 года 112 новых станций метро Ликсутов называет одним из главных достижений правления мэра Москвы Сергея Собянина, причем его команда планирует продолжать в том духе.
Бакшиш размером с "Тойоту" – это не уровень Ликсутова, но он задает стиль, в рамках которого сегодня развивается Москва. Долларовый миллионер, которого в 2014 году ловили на связях с офшорами, чья бывшая через Эстонию якобы контролировала с Махмудовым и Боксаревым "Аэроэкспресс" столицы. Ликсутов постоянно выходит сухим воды из всех скандалов. После этого полушпалы АО "ВО "Технопромимпорт" выглядят "цветочками".
Свежие комментарии