Задержан третий подозреваемый по делу о пожаре в стройгипермаркете OBI в Химках. Пока его имя не разглашается. Напомним, 9 декабря вспыхнул пожар, а затем произошёл взрыв. В результате случившегося не только пострадало имущество компании, но и погиб охранник.
Пока официальная версия произошедшего – оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
Были в том числе задержаны прораб и сварщик, отвечавшие за ремонт крыши здания. Однако подоплёка может оказаться куда более неожиданной. Подробности – в материале корреспондента The Moscow Post в Подмосковье.Скрытая выгода
СМИ выдвигают различные версии случившегося: от действительно короткого замыкания до передела бизнеса и попытки получить страховку. Последняя нам представляется более жизнеспособной.
Конечно, активы такого крупного предприятия застрахованы. Уже через три часа после начала пожара страховщики выкатили предварительную сумму ущерба, нанесённую возгоранием. Цифры варьировались от 20 до 30 млрд рублей. Существуют предположения о том, что страховая сумма завышена, то есть пожар может "выйти" собственнику в плюс: считалась она по повышенному курсу доллара.
Бизнес OBI за последний год пережил две смены собственника. Причём, если в первый раз после ухода немецкого концерна из РФ, сеть гипермаркетов передали Йозефу Лиокумовичу – человеку, историю которого мы вкратце знаем, – то, кто завладел сетью несколько месяцев спустя для многих загадка.
Вполне возможно, что новый собственник, по некоторым оценкам получивший гипермаркеты не совсем честным путём, собирался зарабатывать на них отнюдь не развивая бизнес. Иначе зачем ему скрываться?
От Лиокумовича до инвесторов из Казахстана
Остановимся подробнее на теме передела бизнеса OBI. Лиокумович, которому изначально продали сеть – это давний знакомый гендиректора Tengelmann Group (которой принадлежит OBI GmbH) Карла-Эривана Хауба. Он помогал концерну, когда тот в 2015 году заходил на российский рынок. Судя по всему, Лиокумовичу доверили управлять OBI как "своему" человеку. В пользу этого говорит и цена сделки, которая обошлась предпринимателю всего в 600 рублей – за всю сеть гипермаркетов.
Кроме Лиокумовича, в капитал компании вошёл и другой инвестор. По словам самого Йозефа Лиокумовича, человек непубличный, но чрезвычайно надёжный. По информации "Комсомольской правды", это один из богатейших людей Европы.
По информации из ЕГЮРЛ, вторым учредителем ООО "ГИСК Мах", что владела OBI, был некий Илья Колобков. Он также числится собственником Московского института экзистенциальных исследований. Бывший владелец последнего – известный предприниматель, член экспертного совета Министерства финансов РФ, заместитель председателя совета по инвестиционной и финансовой политике Торгово-промышленной палаты РФ Борис Любошиц. Он же стал временным управляющим OBI в апреле этого года.
На сделку с немецкой сетью в период покупки бизнеса Лиокумовичем "и КО" были два других претендента – пишет "Комсомольская правда". Одним из них были структуры (холдинг Asadel, что развивает OBI в Казахстане) семьи казахского бизнесмена Ерлана Сейсембаева. Последнего в 2009 году объявили в розыск по делу о хищении средств "Альянс банка".
Ещё одним собственником холдинга Asadel называют предпринимателя Галимжана Есенова, который находится на 21-й строчке рейтинга Forbes с состоянием $412 млн. Его тоже подозревали в нечистоплотных намерениях в отношении другой кредитно-денежной структуры – "АТФБанка".
В итоге бизнес был передан Лиокумовичу, но уже через несколько месяцев неожиданно оказался в руках у нового собственника.
Фото: baumarktmanager.de
Лиокумовичу "подложили" "Коровку"?
Сейчас активы OBI принадлежат никому не известным юрлицам ООО "Лесоперерабатывающий комбинат Бокситогорский" и Межрегиональной общественной организации по содействию защите прав предпринимателей "Центр по противодействию коррупции".
Владеет ООО некий Юрий Алымов. Про него нет информации в открытых источниках. Но по ЕГЮРЛ можно проследить его связь с ООО "Мосотделспецстрой", которым до 2016 года им управляло ООО "Цетрум". Оно, в свою очередь, руководит ЗАО "Алорис". Последнее примерно в тот же период, что Алымов числился учредителем "Мосотделспецстрой", принадлежало ЗАО "Форпост" Александра Кашелевского.
Это весьма интересный предприниматель. И весьма, опять же, непубличный. Известно, что он имеет отношение к производству мороженого "Коровка из Кореновки", которое традиционно под камеры покупает на авиасалоне МАКС в Жуковском Владимир Путин. В 2019 году оно вошло в пятёрку самых крупных производителей рынка.
В СМИ Кашелевский упоминается в связи с владельцем холдинга "Настюша" Игорем Пинкевичем, арестованным в 2017 году за срыв застройки жилых кварталов в Царицыно. Фирма "Комбифарма" Кашелевского выступала соинвестором проекта. Незадолго до ареста Пинкевича 49% в его ООО "Зерновая компания “Настюша" перешло к дочерней структуре "Форпоста" Кашелевского. "Комбифарма" сейчас, кстати, в процессе банкротства.
Сейчас "Коровку из Кореновки" выпускает "Ренна-Холдинг" под руководством не менее непубличного человека – Андрея Лабутя. С журналистами он не общается. Известно, что в 2002–2004 годах он руководил производителем молочных продуктов "Ингеоком КРТ" который входил в крупнейшую на тот момент строительную группу "Ингеоком" Михаила Рудяка.
После того, как бизнес OBI второй раз за год перешёл в руки нового собственника, происходящее стали называть попыткой рейдерского захвата. Правда смущает тот факт, что сам Лиокумович отмалчивается. Из чего у The Moscow Post ещё в октябре родилось предположение о возможном сговоре последнего с г-ном Кашелевским, который может стоять за загадочным лесоперерабатывающим комбинатом.
Рейдерский захват или "подковёрный договорняк"?
Вырисовывается следующая картина: г-н Лиокумович (не важно намеренно, по договорённости или в "добровольно-принудительном порядке") передал бизнес некому ООО, потенциально связанному с главным российским "мороженщиком" Александром Кашелевским.
Последний никогда не занимался строительными активами. А тут ещё накладывается тот факт, что компания на момент её перехода в руки Лиокумовича генерировала большие убытки и имела долгосрочные договоры аренды, обязательства по которым ложатся на нового собственника.
Из России недавно ушла IKEA. И пока площади такого крупного мебельного магазина занять некому. С уходом IKEA люди перестали такими вереницами тянуться в те торговые точки, где ранее располагались её магазины. IKEA была и Химках рядом со сгоревшим OBI. Соответственно прибыль организации, которая и так находилась в довольно плачевном положении, ещё уменьшилась.
Но подешевела ли страховка, и кто её получит, и станет, таким образом, главным бенефициаром "спалённого" OBI, если здесь, конечно, имел место поджог, выгоднее всего могло быть его новому собственнику. Тем более, что в журналистской среде давно ходят разговоры о том, кто на самом деле стоит за г-ном Алымовым. Теперь же вектор внимания вынужден переключиться с поисков нового собственника и разговоров о рейдерском захвате на обсуждение версий пожара.
Свежие комментарии