А могло ли быть иначе, если за спиной у Мединского маячит сам Никита Сергеевич Михалков – вечный блюститель государственных скреп? Этот режиссёр, не будучи писателем даже по совместительству, всё же уверенно расселся в первых рядах собрания, очевидно, не как простой зритель. Ну а как тут не вспомнить, как в десятых годах Минкульт под руководством того же Мединского протолкнул в школы список из 100 "правильных" фильмов, щедро сдобренный творениями самого Михалкова?
Подробности в материале корреспондента The Moscow Post.
Но что уж там Михалков. Рядом с ним уютно устроился Александр Проханов – патриот по званию, проповедник государственнического культа и, похоже, большой любитель отправлять неугодных литераторов в резервации для маргиналов. Разумеется, после съезда Проханов торжественно вошёл в президиум Союза и, чтобы сомнений ни у кого не осталось, сразу же получил предложение стать Героем Труда – ну а что, заслужил. Туда же, в президиум, по счастливому совпадению попал и губернатор Курской области Александр Хинштейн, известный своей любовью к литературе… в основном в виде политических постов.
И вот теперь Союз писателей, некогда отстаивавший независимость творческого сообщества, с ликованием встречает человека, для которого литература – это в первую очередь идеологический инструмент. Сам он даже не скрывает: главная задача – вернуть государство в сферу литературы.
Писательство по разнарядке?
Профессиональный стандарт для писателей – звучит как очередной маразм, но это уже не гипотеза, а готовый документ, благополучно выложенный на правительственном портале. Достаточно взглянуть на советский опыт, чтобы понять, к чему всё идёт: удостоверения писателей, список дозволенных тем, жёсткий контроль за содержанием. Тогда писатель был государственной единицей – с бесплатными путёвками в Переделкино, госпиталями и пенсиями, но в обмен на полное подчинение. Система "тебе задание – ты пишешь" работала безотказно. Не написал – из Союза вышвырнули, превратив в социального изгнанника.
Теперь всё это могут красиво назвать "профессией писателя". Включат её в официальный реестр, заведут трудовые книжки – и вперёд, к госзаказам на "правильные" книги. Ну а чтобы окончательно убедиться в том, что история делает круг, стоит вспомнить самого Мединского в 2017 году. Тогда, будучи министром культуры, он называл эту идею откровенной глупостью: мол, и Пушкин, и Толстой, и Достоевский как-то обходились без профессионального статуса. Но, как известно, убеждения – вещь удобная, их можно менять в зависимости от конъюнктуры.
Блогеры в союз, но не все
Интересная деталь: Мединский заговорил о приглашении в Союз писателей блогеров. Казалось бы, новое слово в литературе? Но нет, речь явно не обо всех блогерах, а только о тех, кто устраивает лично Владимира Ростиславовича и его соратников. Остальным, похоже, прямая дорога в небытие.
А ведь ещё в 2015 году тот же Мединский заявлял, что современная литература должна учитывать интересы аудитории, "не способной переваривать текст длиннее 140 знаков". Это ведь не оправдание примитивизации, нет-нет, просто адаптация под "нового читателя". Тогда писатели возмущённо просили его "не делать из людей стадо". Ну что ж, теперь они, похоже, и вовсе окажутся в стойле.
Сказки под угрозой?
Но самое весёлое начинается, когда дело доходит до детской литературы. В прошлом году Союз писателей вдруг обнаружил, что 60% произведений несут "деструктивные смыслы" – формируют безразличие к будущему, подрывают традиционные ценности, сводят человека к инстинктам.
То есть, по их логике, если в сказке есть предательство – ребёнка учат предавать? А если герой совершает ошибку – значит, это пропаганда неправильного поведения? Получается, теперь детские книги должны быть о персонажах, которые всегда правы, никогда не оступаются и ведут себя исключительно по заранее утверждённым стандартам?
Кстати, сам Мединский, разумеется, в этой инициативе не светился. Но и осуждать её публично не стал, что как бы намекает. А значит, ждите новой маркировки на детских книгах: "проверено на идеологическую безопасность".
Итог: назад в прошлое
Назначение Мединского – это не про развитие литературы и не про защиту писателей. Это про контроль. В худших его проявлениях. Про скатывание к временам, когда литература была обслуживающим персоналом государства, а писатели обязаны были соответствовать "стандартам".
Ну а если всё пойдёт именно так, не удивляйтесь, если лет через десять имя Мединского забудется, а вот список запрещённой литературы, напротив, разрастётся. История ведь любит повторяться.
Свежие комментарии