Застройщик DOGMA Дениса Морозова усиливает позиции в Ленинградской области. Девелопер на деньги Сбера собирается построить жилой комплекс DOGMA ЮККИ. В истории разбирался корреспондент The Moscow Post в Ленобласти. Dogma выкупила этот участок у обанкротившегося ГК "Норман" за 841,6 млн рублей, причем во время покупки в феврале 2024 года он относился к соседней к Юккам деревне Порошкино.DOGMA вместо "Нормана"
"Одиночество" DOGMA связано, что бывшие объекты ГК "Норман" представляют собой большой интерес для губернатора Ленинградской области Александр Дрозденко. У политика были бурные отношения с руководителем ГК "Норман" Владимиром Смирновым, который в 2019 году обещал ему после встречи со следователями предоставить неких "секретных инвесторов" для достройки проектов девелопера.
Александр Дрозденко. Фото:
Речь тогда шла о ЖК "Десяткино 2.0", ЖК "Яркий", которые превратились в долгострой, причем Дрозденко подтвердил, что лично пролоббировал разговор Смирнова со следователями, чтобы тот почувствовал ответственность перед властями и дольщиками. В январе 2019 года Смирнова задержали на двое суток, то есть на максимальный по УПК срок без предъявления обвинения, но медиаторские усилия Дрозденко провалились – "Норман" ничего не достроил.
Спустя полгода после "разговора с пристрастием", в июле 2019 года Смирнов был арестован на два месяца по подозрению в крупном мошенничестве. Бизнесмена обвинили в том, что он увел перечисленные ему дольщиками деньги на счета подконтрольных компаний. Произошло это на четвертый день голодовки отчаявшихся дольщиков. Всего у "Нормана" было три проблемных объекта в области и четыре в городе.
Процесс идет тяжело – обвинительное по Смирнову заключение на 3 млрд похищенных рублей и обман 2,5 тысяч дольщиков было утверждено только в сентябре 2022 года. Суд также не торопится с вердиктом по этому делу.
Дрозденко помог?
В 2023 году бывшие "нормановские" объекты стали выставляться на продажу, что позволило Dogma зайти на ленинградский рынок. "Одиночество" Dogma на аукционе, возможно, связано с тем, что Морозов мог предварительно обговорить вопрос с Дрозденко. Проблемы "Нормана" дошли до Москвы, поэтому губернатор лично контролировал эту проблему.
Морозов сам привык решать вопросы через региональные власти. Его первая попытка выхода в Омскую область во время пандемии COVID-19 шла через бывшего губернатора Александра Буркова, с которым он лично вел переговоры. Тогда Dogma и Морозов поставили задачу начать выход из Краснодарского края, где этой компании становилось тесно и где она изрядно наследила.
Всероссийская экспансия Dogma привела к скандалу с ЖК EVO в Московской области. Как обратил наше внимание читатель авторы телеграм-канала "Реут сегодня канал" утверждают якобы чиновники реутовской администрации, возможно, с молчаливого согласия губернатора Андрея Воробьева действуют в интересах ряда застройщиков, включая Dogma. Все это может говорить о том, что Морозов наладил связи не только с Дрозденко, но и с подмосковной администрацией.
Банкротство "На Красных партизан"
Первым крупным проектом Морозова стал ЖК "На Красных партизан" в Краснодаре, который он построил при помощи бывшего чиновника Геннадия Боярко. В 2011 году Боярко был генеральным директором строительной компании ЗАО "КубаньИнвест", а затем занял должность заместителя генерального директора в холдинге Dogma. Компания на стыке десятилетий вышла в лидеры краснодарского строительства, чему помогли хорошие отношения с главой региона Вениамином Кондратьевым, который постоянно посещает строительство социальных объектов, связанных с проектами Dogma.
Вениамин Кондратьев. Фото:
Через "КубаньИнвест" Морозов и построил ЖК "На Красных партизан", после чего росту бизнеса помог перегрев краснодарского рынка недвижимости. Столица Кубани в десятые годы стала едва ли не лидером по приросту населения в Европе, что позволило заработать не только Морозову, но и другим девелоперам. Только не всё коту Масленица – в 2017 году опорная компания Морозова ООО "Кубань Инвест" угодила под процедуру банкротства.
Предприниматель объяснял случившееся бизнес-моделью, якобы в первых домах приходилось устанавливать низкий ценник. Верится в это с трудом – никто на российском рынке недвижимости не продает жилье с неприемлемым дисконтом, иначе бы разорились все компании. Проблемы застройщиков как правило связаны с кредитами и с желанием некоторых девелоперов потрать деньги дольщиков на собственные частные нужды.
Итогом такой деятельности Морозова стал скандал с долгом московскому "Росэнергобанку" Константина Шварца, которому "Кубань Инвест" задолжала 1 млрд рублей. Ситуация была очень странная. Деньги организаяция Морозова получила незадолго до краха "Росэнергобанка" и бегства Шварца в Эстонию.
"Росэнергобанк" перестал выполнять обязательства перед кредиторами и из-за этого лишился лицензии. Из банка испарились активы, а перед этим был выписан кредит строительной компании такого спорного персонажа как Морозов. При этом "Росэнергобанк" зверствовал при выделении кредитов. В 2024 году арбитражный суд Москвы освободил "Башкирское шахтопроходческое управление" от выплаты 1 млрд рублей "Росэнергобанку" по той причине, что банк выдал кредит под условие закупки техники и материалов у указанных этой организацией поставщиков, но свои обязательства не выполнил. Просто так "Росэнергобанк" никому деньги не давал.
Дело "Кубань Инвеста"
Результатом всего этого стала затяжка строительства ЖК "На Красных партизан" и банкротство ООО "Кубань Инвест". Общая сумма задолженности компании в 2017 году составила 3,5 млрд рублей, но к тому моменту, как дольщики начали подавать иски, у организации уже была отозвана лицензия на строительство. По этой причине ответственной стороной перед людьми по проекту стало Агентство по страхованию вкладов (АСВ), которое пыталось доказать в суде, что ООО "Кубань Инвест" вывело деньги в пользу ООО "СК "Кубань Инвест". Этой компанией владел Сергей Морозов – отец Дениса Морозова. АСВ подразумевала сумму в 1 млрд рублей.
Скандал завершился подозрительным компромиссом. АСВ в 2019 году провело торги по продаже имущества и права требований к ООО "Кубань Инвест" на общую сумму в 1,17 млрд рублей, которые за 148,7 млн рублей выкупил краснодарский адвокат Денис Лямзин. После этого, Лямзин заявил отказ от требований к должнику и прекратил банкротное производство.
Денис Морозов. Фото:
Морозов благодаря действиям Лямзина вместо прямых обвинений по выводу средств дольщиков из застройщика многоквартирного дома получил полное закрытие вопроса. Вполне вероятно, это было случайное стечение обстоятельств, а не прямой сговор, о котором талдычат слухачи.
Одновременно с этим с Морозовым был связан огромный дивизион компаний, где его доверенные лица являются руководителями и собственниками. Схема там мало того, что запутанная, так фигуранты периодически менялись долями. Похоже, Морозов учел ситуацию с ООО "Кубань Инвест" и решил защититься от повторения юридическими методами.
Деньги Грефа
Закрытие проблемы с ООО "Кубань Инвест" открыло Морозову простор для развития бизнеса, причем кроме родной Кубани он отправился в другие регионы. Dogma появилась в Московской области, а в 2024 года заявила о планах экспансии в Санкт-Петербург, Омск, Калугу и Ростов-на-Дону.
Естественно, всё это невозможно без денег, но этот вопрос Денис Морозов решает с помощью Сбера Германа Грефа. Здесь у Dogma есть выход на Дмитрия Коцюбинского, который связан как со Сбером, так и с бизнесом, ассоциированным с губернатором Московской области Андреем Воробьевым. Коцюбинский был членом совета директоров ОАО "Группа компаний "Русское море", которое Андрей Воробьев передал своему брату Максиму Воробьеву перед уходом из бизнеса в политику. Максим Воробьев напрямую связан с ГК "Самолет", поэтому неудивительно, что Dogma в сжатые сроки стала четвертым-пятым девелопером страны. Все это позволяет Морозову идти дальше и работать в Ленинградской области.
Стоимость возведения ЖК DOGMA ЮККИ составит 28 млрд рублей, в рамках первого этапа проекта компания Морозова построит пять двенадцатиэтажных корпусов, четыре наземных многоуровневых парковки и детсад на 150 мест, которого не хватит для жителей ЖК. Разрешение на строительство первого здания компания Морозова получила еще в 2024 года и собирается через этот проект занять за собой место на петербургском рынке жилищного строительства.
Ценность данного ЖК заключается в том, что он находится рядом с КАД, значит, это почти Санкт-Петербург, пусть и территориально речь идет о Ленинградской области.
Свежие комментарии