Российская инвестиционная группа "Инсайт" приобрела "Джон Дир Файнэншл", российскую лизинговую "дочку" американского производителя сельхозтехники John Deere.
За сделкой, как и за самой группой "Инсайт", основной владелец которой предприниматель Авет Миракян, могут стоять олигархические интересы. Сам Миркарян плотно связан с ГК "Сафмар" Михаила Гуцериева, а его новый партнер Алексей Комар ранее трудился в активе "Совкомбанка" неоднозначных братьев Дмитрия и Сергея Хотимских.
Подробности - в материале корреспондента The Moscow Post.
"Джон Дир Файнэншл" - это серьезный актив на рынке, лизинговый портфель компании составляет почти 32 млрд рублей. При этом ранее, в 2022 году, "Инсайт" приобрела другой крупный актив - дочернюю структуру "Сименс" - "Сименс Финанс", который плавно превратился в "Дельтализинг".
Все это сопровождалось двумя выпусками облигаций "Инсайта" - на суммы 53 и 11 млрд рублей. Т.е. деньги у группы явно есть. При этом основное юрлицо - ООО "Инвестиционная группа "Инсайт" напоминает фиктивную контору-однодневку.
В конторе всего 12,5 тыс. рублей уставного капитала, единственный сотрудник в штате и пустые финансовые показатели. Сама контора имеет статус микропредприятия - и это группа, которая ворочает миллиардным активами.
Фото: Rusprofile.ru
Видимо единственный сотрудник - это сам гендиректор группы Авет Миракян, он же владелец 80% долей группы. Еще 20% раньше принадлежали его партнеру Андрею Рассамакину. В августе 2022 года Рассамакин продал свою долю целому набору новых собственников, каждый из которых получил по 4% - это Артем Астанин, Алексей Комар, Давид Погосян, Антон Баршт и нынешний управляющий директор группы Михаил Гонопольский.
Фото: Rusprofile.ru
Сам Миракян может представлять интересы олигархического семейства Гуцериевых. С 2016 по 2021 год, т.е. уже и в период владения "Инсайтом", Авет Миракян был гендректором группы "Сафмар" - основного юрлица империи Гуцериевых. Оно напрямую на 100% принадлежит Михаилу Сафарбековичу.
Фото: Rusprofile.ru
Миракян же был гендиректором и "Сафмар - Финансовые инвестиции", которое с 2021 года стало носить имя SFI (ПАО "Эсэфай"). Этот актив также должен быть связан с Гуцериевыми. Причем Миракян был гендиректором SFI с 2017 по 2022 год, а по итогу 2021 года компания получила чистый убыток в размере 4 млрд рублей - на 1,7 млрд меньше, чем годом раньше.
Куда ушла прибыль - вопрос отдельный. До сентября 2021 года собственником SFI числился кипрский офшор "Степлио Энтерпрайзис Лимитед", который вполне может оказаться одним из принадлежащих семейству Гуцериевых. Учитывая то, что их бизнес и так закредитован донельзя, деньги могли банально вывести из-под опеки российского государства.
Фото: Rusprofie.ru
Человек Гуцериева
Действовать своими руками Гуцериеву и его ближайшему окружению сложно. Они находятся под перекрестными санкциями западных стран, как и многие их активы. Поэтому и в случае с покупкой "Джон Дир Файнэншл" со стороны "Инсайта" было бы куда выгодней через своего бывшего топ-менеджера Миракяна.
При этом Гуцериев предпринимает шаги, чтобы вывести свой бизнес из-под удара. Еще летом 2021, когда олигарх уже был под санкциями, он покинул пост главы совета директоров "Русснефти", своего ключевого нефтяного актива.
Незадолго до этого, весной того же года тот руководимый Миракяном "Сафмар финансовые инвестиции" перевел почти всю свою долю в "Русснефти" на дочернюю структуру - очередной кипрский офшор офшор Weridge Investments Limited, который на 100% является дочерней структурой самого "Сафмара". Об этом писали "Ведомости".
Таким образом, пытаясь скрыться от взора санкционеров, господин Гуцериев мог потихонечку переводить свои активы за рубеж. И делалось это, похоже, руками Авета Миракяна.
При этом "Русснефть", как и другие связанные с Гуцериевым компании, продолжают преспокойно получать госконтракты. У последней их оказалось на сумму почти 14 млрд рублей. Куда уходят эти деньги?
Если часть налогов с "Русснефти" оседает на Кипре, то стоит задать вопрос Михаилу Гуцериеву - может, их стоило направить на оплату огромных долгов группы "Сафмар"? Два года назад их совокупный объем составлял порядка $15 млрд долларов по старому курсу, или около 1 трлн рублей.
Значительная часть этих средств - кредиты госбанков, выданные на развитие бизнеса Гуцериевых. И сам глава бизнес-империи буквально ужом на сковородке вьется, чтобы не платить их в срок.
Авет Миракян – человек семьи Гуцериевых? Фото: ru.investing.com
С большим трудом ему удалось договориться о реструктуризации на 170 млрд рублей со "Сбербанком", которые задолжал принадлежащий Гуцериевым Афипский НПЗ. Он же еще в 2019 году договорился https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2019/11/05/815426-safmar о реструктуризации 135 млрд рублей с "Открытием" и "Трастом".
Этим структурам, напомним, отошли права требования по долгам рухнувшего "Бинбанка", которым Гуцериев руководил на пару со своим племянником Микаилом Шишхановым. Напомним, что банк попал на санацию в ЦБ, тогда как в нем была обнаружена финансовая дыра аж в 600 млрд рублей. Об этом пишет Ura.ru.
Удивительно, как Михаила Гуцериева и его племянника Микаила Шишханова не привлекли к уголовной ответственности. Последний потом уверял, что из денег не брал ни копейки, и что и вовсе больше не будет заниматься банковскими бизнесом.
Кусок пирога для Хотимских
Теперь в контуре Гуцериевых мог оказаться и "Джон Дир Файнэншл". Но они не единственные из крупных игроков, кто мог стоять за сделкой. Один из новых совладельцев "Инсайта" - Алексей Комар, может представлять интересы собственников "Совкомбанка" Дмитрия и Сергея Хотимских.
С 2020 года он был и остается генеральным директором ООО "УПТ", которое занимается разработкой программного обеспечения. Сейчас фирма на 75% принадлежит армянскому офшору ООО "Идрам", еще 25% владеет Феликс Хачатрян. Но до июня 2022 года 12,5% компании принадлежало именно "Совкомбанку", а доли офшора "Идрам" находились в залоге - видимо, у того же банка.
Фото: Rusprofile.ru
При этом ООО УПТ тоже похоже на фиктивную контору. Оно было образовано только 6 апреля 2020 года. В тот же день его генеральным директором стал Алексей Комар. По итогам 2021 года компания не получила ни копейки выручки, зато нарастила убыток в 32 млн рублей. Деньги могли оказаться в Армении?
Ранее же Комар выступал учредителем и руководил другой организацией - ООО "РОСТР", которое непонятно чем занималось в области архитектуры. Непонятно, потому что компания с нулем сотрудников была ликвидирована с отсутствующей выручкой и прибылью.
Т.е. особых успехов в управлении и владении бизнесом у Алексея Комара нет. Тем не менее, он нашел деньги и купил долю в "Инсайте" - а, вполне возможно, мог быть делегирован туда Хотимскими для представления своих интересов.
Это было бы не удивительно, ведь "Совкомбанк", как и сами Хотимские - одни из самых "подсанкционных" в стране. Из-за санкций банк лишился огромных активов, возможности привлекать средства иностранных партнеров и похоронил планы международного IPO.
Недавно Сергей Хотимский в интервью "Ведомостям" рассказывал, как ловко и спокойно банк пережил эту волну, что эту ситуацию надо записывать в учебники по банковскому делу. Пережил, потому что значительная часть активов может быть сосредоточена в нечуждых, но уже других руках?
При этом ранее The Moscow Post подробно описывал, что по итогам 2022 года ситуация в "Совкомбанке" далека от идеальной - ликвидность страдает, в банке невесть куда девается прибыль.
Сергей Хотимский уверял широкую общественность, что банк прекрасно справляется с санкциями. Фото: Владислав Шатило/РБК
Все это накладывается на целую серию скандалов с заемщиками Совкомбанка - обычными людьми, кто взял потребительский кредит или ипотеку. В условиях сокращения кормовой базы банк может идти на самые неблаговидные методы - навязывание услуг и выбивание долгов.
Как утверждают авторы Telegram-канала "Бутик ФСБ", якобы в ситуации с кредитами "Совкомбанка" доходило даже до добровольного ухода заемщика из жизни, а в реализациях подобных начинаний Хотимским может помогать банк "АБК Инвест". Будто бы попавших в кабалу пенсионеров и даже матерей-одиночек избивают, вышибают им двери, взламывают замки. Еще одна дикость - облить дверь в квартиру должника гудроном.
Еще весной The Moscow Post писал про историю женщины - Елены, которая подписала договор с "Совкомбанком" на 3 млн рублей под залог двухкомнатной квартиры. С ее слов, после ее заставили выписать из квартиры свою дочь, а затем ее жилплощадь оценили, как однушку в смешную для Москвы сумму 9,5 млн рублей. В итоге она была вынуждена бить во все колокола, чтобы не лишиться единственной жилплощади.
Другие новые собственники инвестгруппы тоже похожи на номиналов. Владелец еще 4% Артем Астанин в прошлом был гендиректором и учредителем ООО "Ром-Арт" - ныне ликвидированной компании, которая точно также похожа на пустышку с 10 тыс. уставного капитала и отсутствием финансовой деятельности. Больше Астанин бизнесом не занимался, а теперь вдруг стал большим инвестором.
Владелец еще 4% Давид Погосян и вовсе новичок - судя по "Руспрофайлу", "Инсайт" это первый актив, к которому он имеет отношение, как собственник. Тоже самое можно сказать и об Антоне Барште, и о Михаиле Гонопольском.
Смахивает на классическую схему, когда яйца не кладут в одну корзину, а действовать предпочитают через доверенных лиц - так хотя бы есть, кого сделать крайним в случае проблем. А проблем полно что у Гуцериевых, что у Хотимских.
Свежие комментарии