Компания "Озон Фармацевтика" вышла на IPO и привлекла 3,45 млрд рублей при размещении акций по верхней границе в 35 рублей. Однако в первый же день котировки просели на 5,7% до 33 рублей. Возможно, это связано с тем, что организация планирует потратить привлеченные деньги на закрытие многочисленных долговых обязательств.
В истории разбирался корреспондент The Moscow Post в Самарской области.
"Озон Фармацевтика"
Юридическим лицом фармацевтического бизнеса является ПАО "Озон Фармацевтика", которое является правопреемником ООО "Озон Фармацевтика". ООО "Озон Фармацевтика" до закрытия в мае 2024 года имела много соучредителей, но ведущие роли играли Павел Алексеенко (43,99%), Юрий Корнев (15,93%), Владимир Корнев (11,99%) и ООО "Алвилс Групп".
Фото: Rusprofile.ru
Алексеенко, Корневы и Виталий Алейников через "Алвилс Групп" и являются бенефициарами бизнеса, который они хотели продать еще в 2020 году. Проблема была в том, что производство дешевых дженериков стало невыгодным – речь идет о стандартных лекарствах, цены на которые регулирует государство. Именно такие препараты в общей массе и производила "Озон Фармацевтика". Только продажа не состоялась, а на 2024 год компания оценивает свою капитализацию с учетом привлеченных на IPO 3,45 млрд рублей в 38,5 млрд рублей.
Цифра немаленькая, причем четырьмя годами ранее собственники были готовы уступить бизнес за 10 млрд рублей. Откуда такая разница? Как так быстро мог надуться пузырь?
Долговая ловушка
У организации очень сложная ситуация с долгами. Прибыль ООО "Озон Фармацевтика" в 2023 году составила 1 млрд рублей при дебиторской задолженности в 1,4 млрд рублей и кредиторской – в 509 млн рублей. Нагрузка значительная, а есть ведь есть еще дочерние организации. Все эти проблемы перешли и на ПАО "Озон Фармацевтика".
Фото: Rusprofile.ru
ООО "Озон" имеет за 2023 год выручку в 18 млрд рублей, дебиторскую задолженность в 11 млрд рублей и кредиторскую – в 4,9 млрд рублей. Компания несет обязательства перед Сбербанком, ВТБ и "ЮниКредит Банком".
ООО "Озон Фарм" имеет выручку в 4,7 млрд рублей, дебиторскую задолженность в 2,3 млрд рублей и кредиторскую – в 675 млн рублей. У этой структуры, судя по всему, есть обязательства перед ВТБ. Самый интересный случай – ООО "Мабскейл". Выручка у организации нулевая, зато чистая прибыль – отрицательная, в минус 894 млн рублей. Дебиторская задолженность – в 104 млн рублей и кредиторская – в 102 млн рублей, но главное не это, а то, что эта компания взяла у ВТБ кредит в 14,1 млрд рублей при поручителе ООО "Озон". Еще хуже ситуация со "Сбербанком", у банка Германа Грефа ООО "Мабскейл" взяло 19,6 млрд рублей при поручителе ООО "Озон". Оба кредита вместе почти равны капитализации ПАО "Озон фармацевтика".
Где деньги?
Деньги у Сбербанка ООО "Мабскейл", видимо, брало для реализации проекта в ОЭЗ ППТ "Тольятти". Там же зарегистрированы ООО "Озон Фарм", "Озон Медика" и другие дочки ПАО "Озон Фармацевтика".
Юрий Корнев. Фото:
Компания развивает производство в ОЭЗ ППТ "Тольятти" с середины десятых годов, а несколько лет назад решила увеличить мощности, на что набрала кредиты. Только дебет с кредитом здесь не сходятся – например, "Озон медика" должна была вложить 3,5 млрд рублей в этот проект, но данная сумма значительно меньше кредитов, которые набрали другие дочки ПАО "Озон Фармацевтика", а сама организация не ведет коммерческой деятельности. Ее выручка равняется нулю, поэтому данные 3,5 млрд рулей пришли со стороны.
Категоричные выводы может сделать только проверка ФНС, но возникли подозрения, что деньги, которые были набраны ПАО "Озон Фармацевтика" могли идти не только в бизнес, но и на другие нужды, в том числе, вполне возможно, и на бенефициаров предприятия. Например, Юрий Корнев похоже построил себе 31 метровую яхту в Балаково.
Скоро обвал?
Весь бизнес ПАО "Озон Фармацевтика" закредитован, а чтобы это не светить, используются дочерние организации, которые друг за друга поручаются, и занимают так миллиарды рублей. Возникла своего рода пирамида, куда через IPO был подключен фондовый рынок.
Юрий и Владимир Корневы. Фото: https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1912454/pub_64d0e3d...
Если вдруг у структур ПАО "Озон фармацевтика" возникнут проблемы с обслуживанием какого-то из больших кредитов, то может в одночасье рухнуть вся структура. Такие риски существуют – компания вышла на IPO в том числе для того, чтобы закрыть долговые обязательства. Только в "Озоне" планировали получить с IPO 10 млрд рублей, а вышло 3,45 млрд рублей. При этом бизнес не самый маржинальный – компания не может рассчитывать на резкий прирост прибыли, поэтому все это может в любой момент обвалиться как карточный дом.
Согласно подсчетам, "озоновцы" взяли в кредит сумму, которая составляет 115,26% от стоимости всей группы "Озон". Долг здесь на долге и долгом погоняет.
От водки до IPO
Важно то, что партнеры в 2020 году хотели продать весь бизнес, а тут его раздули в четыре раза за счет долгов. Похоже, что данная финансовая операция – новый проект этих сомнительных личностей.
Корни истории ПАО "Озон Фармацевтика" уходят в девяностые годы, когда братья Корневы пытались заработать копеечку разным мелким бизнесом – джинсами, мебелью и другой торговлей, а в 1998 году доросли до открытия водочного бизнеса в родном Жигулевске (Самарская область). Так появилось ОАО "Жигулевский водочный завод", которое было зарегистрировано в 2005 году и с тех пор периодически привлекает внимание правоохранительных органов.
Павел Алексеенко. Фото:
Завод имеел проблемы с лицензиями, производство водки там останавливалось по требованию контрольных органов, а само предприятие привлекалось к ответственности за продажу водки ниже минимально допустимой цены.
После водки Корневы попали в фармацевтику и вошли в капитал тольяттинской аптечной сети "Витафарм", где вскоре получили проблемы с местным авторитетом Виталием Зыковым. Тот не хотел отдавать Корневым контроль за приватизированными аптеками, из-за чего у контрагентов возникли разногласия, которые разрешил выходец из Узбекистана Алексеенко.
Сегодня "Витафарм" контролируется семьей Зыкова, а Алексеенко числится главным бенефициаром ПАО "Озон Фармацевтика". Поговаривают, что Алексеенко, который работал в структурах Олега Дерипаски и в 2010 году был осужден за вымогательство, просто предложил Корневым защиту от акул капиталистического мира. Так он стал генеральным директором ООО "Озон Фармацевтика". Нельзя исключать, что решальческие возможности Алексеенко, в конечном счете, упираются в его связи с Дерипаской, а тот никогда ничего не делает просто так.
Кроме того, Алексеенко привлек в бизнес своего приятеля Алейникова, который вместе с ООО "Алвилс Групп" стал четвертым игроком этого подозрительного бизнеса, который сначала от водки дошел до производства онкопрепаратов, а затем вместо продажи с молотка оброс долгами, еще до IPO значительно превышавшими общую стоимость компании.
Свежие комментарии