На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

The Moscow Post

452 подписчика

Свежие комментарии

  • Вад Кук
    Опять отмажет мадам Арбидол непотопляема"Цифроздрав" Голи...
  • kalinaborisov
    Жуть.Цветет и пахнет Л...

Как "взлетел" Савельев

Мог ли глава Минтранса Виталий Савельев получить под треть миллиарда на торговле акциями "Аэрофлота" с использованием инсайдерской информации?...

Как передаёт корреспондент The Moscow Post в Москве, в сети продолжается бурное обсуждение деклараций с доходами российских чиновников, опубликованных в конце прошлой недели. Самый бурный отклик вызвал невероятный достаток нынешнего министра транспорта Виталия Савельева, который ранее трудился на посту гендиректора ПАО "Аэрофлот".

Савельев едва не оказался самым преуспевающим в плане доходов российским чиновником, уступив только главе Минпромторга Денису Мантурову. Оказалось, за минувший ковидный 2020 год Виталий Савельев стал богаче почти на 360 млн рублей - треть миллиарда! В собственности у чиновника находятся автомобили BMW X5, премиальный Bentley Continental GT, земельные участки площадью свыше 6,5 тыс. кв. метров.

О ком мы говорим? О собственнике крупной корпорации, наследнике арабского шейха? Нет, это российский чиновник, фамилия которого в период его работы в "Аэрофлоте" фигурировала огромном количестве скандалов. На удивление, после этого чиновника не просто не сняли с работы с позорной формулировкой, но и повысили до целого министра.

"Инcайдер" Савельев?

А заработать такие средства Савельев мог не только из одной зарплаты гендиректора. Оказывается, как говорят, нынешний глава Минтранса до сих пор может являться владельцем пакета акций "Аэрофлота", и завладеть ими должен был уже давно. Более того, как пишет "Форбс", Савельев какое-то время оставался владельцем акций уже после ухода из компании, в то время, когда был министром.

В "Аэрофлоте" тут же поспешили опровергнуть эту информацию, но неубедительно. Чиновник попал в список аффилированных с госкомпанией лиц. В компании утверждают, что это произошло из-за того, что он, как министр, вошел в Совет директоров ПАО. Там пояснили, что по закону владеть акциями никто не запрещает, а возможный конфликт интересов может учитываться только при совершении определенных значимых юридических действий.

А Савельев, как гендиректор "Аэрофлота", разве не совершал юридически значимых действий? А как министр транспорта, который участвует в обсуждении и распределении гигантских субсидий между авиакомпаниями - тоже не значимые действия?

Но все может быть куда интересней. Ведь, как утверждает финансовый эксперт, аналитик Управляющей компании "Агидель" Виктор Тунев на своей странице в "Фейсбук", баснословные богатства Савельева могли стать следствием якобы инсайдерской торговли акциями компании - еще в период нахождения на посту главы структуры.

Приводим пост аналитика от 19 апреля 2021 года полностью, чтобы исключить двусмысленные трактовки:

"Как бывший гендиректор "Аэрофлота" и нынешний министр транспорта удачно "вошел" и "вышел" из акций "Аэрофлота". Только сегодня "Аэрофлот" сообщил об изменении доли Савельева В.Г. в уставном капитале с 0,055% до 0, которая произошла ещё 5 месяцев назад - 7 декабря 2020. В те дни были максимальные цены 74-75 руб. после допэмиссии, размывшей его долю в компании с 0,121% до 0,055%. Покупал Савельев на рынке с 9 по 15 декабря 2014 года по ценам, близким к минимумам с 2009 года - 36-37 руб. За период владения получил 33 руб. дивидендов. Итоговая доходность под 200%".

Под 200%! Неплохо. На графике, который приводит эксперт на своей страничке, указан период допэмиссии акций "Аэрофлота", а также тот момент, когда чиновник стал министром транспорта. Не похоже ли это на "инсайдерскую торговлю акциями"? Напомним, что в Уголовном Кодексе РФ есть статья 185.6. "Неправомерное использование инсайдерской информации", которая предполагает до четырех лет лишения свободы.

Разумеется, одно дело что-то писать в интернете, совсем другое - предоставить реальные доказательства, документы, которые могут подтвердить слова. Реальных доказательств причастности Савельева к каким-то неблаговидным делам нет. Но что-то подсказывает, что, если спросить об этой ситуации в "Аэрофлоте" или Минтрансе, ответа по существу получить не удастся.

"Нужно больше золота"

Все это наводит на грустные мысли об обогащении чиновников: как говорится, что охраняем, то и имеем. И это на фоне всего, что происходило в "Аэрофлоте" при Савельеве. Как будто мало акций, при нем топ-менеджмент компании купался в деньгах. В марте 2020 года стало известно, что вознаграждение руководству "Аэрофлота" за непосильные труды выросло на 40%, об этом писал "Форбс".

Но ведь ранее в 2019 году была чудовищная катастрофа принадлежавшего "Аэрофлоту" самолёта "Сухой Суперджет" в Шереметьево, когда в огне погиб 41 человек. Тогда всю вину переложили на погибшего пилота воздушного судна, а Савельев пообещал, что топ-менеджеры премий до конца года не получат. Выходит, за 2019 год их премировали еще больше, чем должны были, а Савельев своё слово не сдержал?

Отдельная тема - допэмиссия акций госкомпании. Как известно, Виталий Савельев заступил на пост главы транспортного министерства в ноябре 2020 года. А всего за несколько месяцев до этого, летом, компания приняла решение о допэмиссии акций на 1,7 млрд рублей - в плюс к уже существующим 1,1 млрд рублей. Об этом пишет тот же эксперт Виктор Тунев - только уже со страниц официально зарегистрированного СМИ "Финверсия".

Говоря простым языком - было принято решение накачать компанию деньгами. Не сказалось ли это на доходности акций, которые мог держать Виталий Савельев? И это при крайне низкой капитализации компании (меньше 0,5% рынка)! Банкет за бюджетный счет?

И это при дикой убыточности структуры и её дочерних компаний. По итогам 2020 года "Аэрофлот" получил убытки в 97 млрд рублей - за год прибыль компании упала на 102 млрд рублей. Можно списать на коронавирус и связанные с ним ограничения. Но по итогам 2019 года прибыль была всего 5,3 млрд рублей - и это при колоссальной выручке в 552 млрд рублей.

Параллельно с этим убыточный "Аэрофлот" продолжает получать гигантские субсидии от государства - едва ли не больше, чем все остальные авиакомпании страны вместе взятые. Тоже самое касается мер господдержки. В том самом ковидном 2020 году Росавиация решила выплатить 9,45 млрд рублей господдержки 18 авиакомпаниям, из которых 7,89 млрд рублей достались именно "Аэрофлоту" и его дочкам - "Победе" и "Авроре". Об этом пишут "Ведомости".

То есть, получается, на эту группу компаний пришлось 83% всех полученных компенсаций. А не жирно ли будет господину Савельеву и структурам, которыми он руководил? Еще хлеще то, что компания получила эти деньги сразу - единовременно, тогда как другим выплачивали деньги постепенно.

Скандалы – как с гуся вода

И это на фоне целого ряда громких скандалов в окружении Савельева. Многие из этих скандалов с откровенным душком.

В марте 2021 года Генпрокуратура утвердила обвинительное заключение по уголовному делу бывшей правой руки Витали Савельева, экс-заместителя гендиректора "Аэрофлота" по правовым вопросам Владимира Александрова. Вместе с ним обвиняемыми являются бывшая подчиненная Александрова Татьяна Давыдова и два адвоката - Александр Сливко и Дина Кибец. Как пишет "Коммерсант", их обвиняют в завышении расценок на оказание юридических услуг авиакомпании и хищении у нее таким образом более 250 млн руб.

По версии следствия, в 2016 году Владимир Александров с целью хищения имущества "Аэрофлота" организовал заключение авиакомпанией с АК "Ваш адвокатский партнер", где работали адвокаты Сливко и Кибец, четырех договоров об оказании юридической помощи и представлении интересов в гражданских, арбитражных и уголовных делах. Между тем, считает обвинение, необходимость в этом отсутствовала, поскольку этим занимались сотрудники юридического департамента авиакомпании.

Владимир Александров "долетался", но бывший начальник его прикроет?

То есть "ласковое дитя у двух маток сосет" - да еще и с участием в уголовном деле в качестве фигуранта бывшего заместителя Савельева. А теперь самое интересное - оказывается, "Аэрофлот" не признает себя потерпевшей стороной! Не признавал, когда там руководил Савельев, не признает и сейчас. То есть у компании могли вынуть 250 млн рублей (бюджетных, заметим), но компания не в обиде. Деньги же должны быть государственные?

Более того, в суде адвокаты обвиняемых заявили, что собираются добиться прекращения уголовного преследования. Надо полагать, что их бывший начальник, ставший министром, был бы крайне доволен таким исходом. Ведь недоброжелатели давно распространяют слухи, якобы сам же Савельев мог быть чуть ли не автором возможной схемы. Или, по крайней мере, мог знать, но ничего не предпринимать по этому поводу.

Все свои?

Среди других претензий, которые высказывали "Аэрофлоту" и его топ-менеджерам - поразительная удача определенных компаний, которые раз за разом выигрывали у структуры дорогостоящие тендеры. В 2018 году в компании началась масштабная аудиторская проверка, результаты которой, прямо скажем, вызывают озабоченность.

Как пишет "Бизнес Онлайн", проверку проводили не кто-нибудь, а ФСБ. Выяснилось, что подавляющее большинство тендеров, заключенных в 2016–2018 годах, выигрывал один поставщик. За 2016 год сумма всех договоров "Аэрофлота" оценивается в 629 млрд рублей. Из них контракты на 608 млрд подписывались с единственным поставщиком. В 2018-м с различными поставщиками заключили соглашений на 459 миллиардов. Из них один участник выиграл тендеры 451 млрд рублей.

Схема передачи закупок для "своих" якобы могла была проста: создание невыполнимых условий для всех, кроме одного исполнителя. Классика жанра? После этого сотрудники прокуратуры направили информацию в ФАС. В итоге ведомство выписало "Аэрофлоту" штраф в размере 10 тыс. рублей. Наверняка, Виталий Савельев долго смеялся в своем "Бентли Континенталь".

Что и говорить, позитива у него должно быть много, а красиво жить не запретишь. По крайней мере, Савельеву никто не запрещал и не запрещает. А теперь, в должности министра транспорта у него появились новые громадные возможности для поднятия настроения себе и близким себе людям. Вопрос лишь в том, зачем нам такие менеджеры госкорпораций, не говоря уже о кадрах, руководящих целыми отраслями экономики?

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх